Чулок, носков и туфель: разбираемся с трудностями множественного числа — English Commentary — пара чулок или пара чулков как правильно

08.01.2019

Вибер или Вайбер как правильно писать и говорить название мессенджера? Мессенджер работает в более чем 28 странах мира, поэтому вопросы с правильным произношением названия мессенджера не редкость. Разберемся, как правильно писать Вайбер или Вибер, ознакомимся с историей создания приложения.

Чулок, носков и туфель: разбираемся с трудностями множественного числа

Запоминаем, как правильно склонять «ясли», «оладьи» и «угги»

пара чулок или пара чулков как правильно

События на Украине и их сравнение, например, с ситуацией в Южной Осетии и Абхазии заставили снова задуматься, как правильно: грузин или грузинов, осетин или осетинов? Впрочем, это не единственная трудность, связанная с употреблением множественного числа. «Московские новости» сделали памятку для тех, кто хочет купить грамм(ов) сто колбасы, килограмм помидор(ов), а также чулки, носки и туфли.

1. Граммы/килограммы.

Самый болезненный вопрос, связанный с множественным числом. В журналистском коллективе вас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на самом деле формы с нулевым окончанием — грамм и килограмм — уже давно (как и кофе среднего рода) допустимы в разговорной речи. В академической «Грамматике русского языка» 1952 (!) года форма «грамм/килограмм» вообще указывается в качестве единственной формы. Так что грамм сто колбаски можете просить смело. Правда, если вы выступаете с публичной речью, пишете официальный документ или журналистский текст, то лучше выбрать полную, более литературную, форму.

Но вот в выражении «фронтовые сто грамм» ни при каких обстоятельствах менять ничего не надо — это устойчивое сочетание.

2. Грузины, осетины, турки.

Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «грузин», а не «грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «цыганов».
Запомните и вариант «турок». «Нет турков» — неправильно.

3. Носки/чулки.

Если вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.

4. Оладьи.

Если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.

5. Помидоры/апельсины/макароны.

С наименованиями еды вообще много проблем. Положить макаронов или макарон? Нарезать апельсин или апельсинов? Кинуть тухлых помидоров или помидор?

С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет.

С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «пакет апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!

Кстати, есть названия овощей и фруктов, у которых нулевое окончание считается недопустимым даже в устной речи. Нельзя, например, «взвесить полкило банан», но вот «пару кило баклажан» — можно.

6. Туфли и ясли.

Вопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма — «нет тУфель», с ударением на первый слог. Вариант «нет туфлЕй» почти все словари помечают как недопустимый. Хотя некоторые — как допустимый в разговорной речи.

Справочная служба портала «Грамота.ру» рекомендует использовать только один вариант: тУфель. Единственное число — тУфля.

А вот у слова «ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: Яслей. Ударение падает на первый слог.
Запомните фразу: «Ушел без тУфель из Яслей» — и вам все станет ясно.

7. Солдаты/погоны.

Помните младшего лейтенанта из песни Ирины Аллегровой? «Только две звезды упали на его погон…» А вот если бы они упали не НА, а С? С погон или с погонов?

Тут надо вспомнить «принцип национальности», он тут работает точно так же. Грузин — осетин — погон.

Кстати, то же правило распространяется и на слово «солдаты». Верный вариант: «нет солдат».

8. Рельсы.

Если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с рельс», а другие — что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «правило овощей». Верный вариант тот, который более полный: «Поезд сошел с рельсов».

Запомните фразу: «Поезд вез тонну помидоров и сошел с рельсов».

Правда, в разговорной речи вариант «сошел с рельс» допустим.

9. Караты.

Когда речь идет о драгоценностях, словари допускают послабления. Можно и «карат», и «каратов». Носите на здоровье!

10. Донья, простыни, кочерги.

Последний пункт посвятим особо трудным случаям. Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова «кочерга». В быту умение изменять слово «кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно — кочерёг.

Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев».

Вот вам совет: «Не простынь без простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.

Вопрос без ответа

Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира — уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «уггочек». Да, противно, а что делать?

Источник: http://english-com.ru/interesnoe/chulok-noskov-i-tufel-razbiraemsya-s-tr/

Пара чулок или пара чулков как правильно

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

сделать БОЛЕЕ ПРОСТО

ПОЛОЖИ на полку

к ШЕСТИДЕСЯТИ семи годам

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: пара чулков. Корректно: пара чулок.

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Источник: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=2949

Пылесосю или пылесошу — как правильно?

пара чулок или пара чулков как правильно

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Представьте себе, что вы звоните приятелю и спрашиваете, чем он занимается, а он (о, нет!) пылесосит. Спасибо! Поставили человека в неловкое положение. Если бы только несчастный сам знал, как это назвать.

Если сказать, что сегодня пылесос — самый привычный предмет бытовой техники, этого будет мало. Теперь даже машины для автоматической уборки помещений входят в наш быт: роботу-пылесосу в доме, как и стиральной машине-автомату, сегодня мало кто удивится.

А ведь каких-то (не для нас, но для языка) 80 лет назад пылесос был предметом исключительно производственной сферы. До этого — и вовсе предметом роскоши в статусе передового изобретения.

Но время шло, и вскоре пылесос получил привычный для нас статус, поселившись в квартирах в качестве бытового прибора. В этот момент слово пылесос утратило помету спец., сопровождавшую его в словарях. И тут произошла обыкновенная для языка вещь: в поле зрения вместе с новым востребованным предметом попал человек — лицо, которое этим предметом пользуется, то есть производит действие.

И вот, наступают 20-е годы XXI века, наши дни.

Вернемся назад. В 70-х годах XX века в словари вошел глагол пылесосить — от когда-то узкоспециального существительного пылесос. Вошел, но с условием, что не все этому глаголу позволено: в форме первого лица не употребляется.

Однако уже в 90-е в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой появились две равноправные формы — пылесосю и пылесошу. Что ж, от реальности, которую с такой точностью протоколирует язык, не уйти: есть предмет, есть действие и есть лицо, производящее действие. И это лицо хочет говорить от себя, описывая свое действие. Получается, что форма продуктивная, но она не существует? Так не бывает. Все, что является востребованным и нужным языковой системе, непременно проявится в речевой практике.

Итак, формы пылесосю и пылесошу заняли свое место в словаре, но, надо сказать, не без оговорок — рекомендовалось все же обходиться без этих форм. Действительно, носитель языка по мере сил избегает этих слов при помощи различных описательных оборотов, таких как чищу пылесосом, пользуюсь пылесосом. Вот только конструирование аналитических форм в данном случае предполагает усилие. А язык — это средство коммуникации: когда мы спешим передать информацию, нам явно не до усилий, и это нормально.

Возможно, что одно из этих слов войдет в словари в качестве нормы. Какое — нельзя утверждать, но можно предсказать, основываясь на закономерностях системы.

Слово пылесосить — продуктивный глагол на -ить; его основа в неопределенной форме оканчивается на с. Для глаголов этого типа характерно чередование при образовании формы 1-го лица — с//ш: носить — ношу, просить — прошу, красить — крашу. Получается, пылесошу — более ожидаемая форма.

Есть мнение, что формы пылесосю и пылесошу являются неупотребительными, однако это противоречит ситуации, которую мы наблюдаем в узусе — сложившейся речевой практике. Итак, вернемся к драме, разыгравшейся в начале этой статьи: вы звоните приятелю и спрашиваете, чем он занимается, а он пылесосит. Что он вам ответит? «Чищу ковер пылесосом»? — нешуточные речевые усилия. Скорее всего, вы услышите в ответ «пылесошу» и едва ли упадете в обморок от грамматического голодания. Вы просто получите информацию и поймете, чем занят человек.

Сегодня глагол пылесосить все еще входит в группу недостаточных глаголов, поскольку система ограничивает его в личных формах. Для языка это нормально: в морфологии существуют как избыточные, так и неполные парадигмы. Поэтому глагол пылесосить может как получить общепризнанную личную форму в будущем, так и остаться у разбитого корыта.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник: http://mirtesen.aif.ru/blog/43321384195/Pyilesosyu-ili-pyilesoshu-%E2%80%94-kak-pravilno?domain=mirtesen.ru&pad=1&paid=1

Кто знает, как правильно писать, — «пылесошу или пылесосю»?

пара чулок или пара чулков как правильно

пара чулок или пара чулков как правильно

Другие вопросы из категории

отвечать за свои поступки г) я буду участвовать в соревнованиях

Читайте также

литературному произношению отмечают у этого прилагательного колебание в ударении. 4) Причем колебание это очень старое, и оно устойчиво сохраняется. 5) По правилу в этом прилагательном должно быть такое же ударение, как и в имени существительном, от которого оно образовано. 6) То есть Rавгуст и Rавгустовский. 7) Такое ударение словари приводят на первом месте как правильное, литературное. 8) Помните, у С.А. Есенина: 9) Не хочу я лететь в зенит, Слишком многое телу надо, Что ж так имя твое звенит, Словно ‘августовская прохлада? 10) По мнению исследователя современной литературной нормы доктора филологических наук К.С. Горбачевича, у многосложных прилагательных в современном языке наблюдается тенденция к ритмическому равновесию. 11) Она-то и смещает ударение к середине слова. 12) Например, у А.Т. Твардовского читаем: 13) За тысячу верст В стороне приднепровской – Нежаркое солнце Поры август’овской. У С.Ю. Куняева: 14) Пахнет горькою прохладой, АвгустRовскою росой, Подорожником и мятой – Словом, что ни есть заклятой Среднерусскою травой. 15) Произношение август’овский современные литературные словари указывают в качестве допустимой нормы. 16) Итак, в правильной литературной речи следует говорить ‘августовский вечер, но допустимо и произношение август’овский вечер. (З.Люстрова, Л.Скворцов, В.Дерягин. Друзьям русского языка) Задания 1. Установите тип речи. Обоснуйте свое мнение. 2. Определите тему и основную мысль. 3. Назовите раздел науки о языке, который изучает произношение слов. Каких ученых-лингвистов в этой области вы знаете? 4. Укажите способ связи во 2-м абзаце (3–7-е предложения). 5. Укажите способы образования слов многосложное, равновесие, подорожник, среднерусский. 6. Какой звук обозначен буквой е в слове вечер в первом слоге? 7. Назовите все морфологические признаки слова образовано (5-е предложение). 8. Выпишите из текста слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», а затем с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». 9. Укажите все номера предложений с вводными словами. Определите их роль в тексте. Замените их синонимичными вводными оборотами. 10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Колебания языковой нормы» или «Активные процессы в области ударения», используя сведения из данного текста. Приведите собственные примеры (за помощью обращайтесь к словарю).

использует в в своих произведениях? Я отвечу, что . ))) Вот, помогите,как правильно писать то что находиться в скобках со всеми запятыми, тире и т.д.) заранее спасибо.

Волга- моя любимая река, которая удивляет своей красотой и величием. Как правильно написать величИем или величАем.

Источник: http://literatura.neznaka.ru/answer/3003930_kto-znaet-kak-pravilno-pisat-pylesosu-ili-pylesosu/

как правильно сказать пылесосю или пылесошу

пара чулок или пара чулков как правильно

Правильно будет полесошу

Другие вопросы из категории

Июньский звон струится над полями

Читайте также

литературному произношению отмечают у этого прилагательного колебание в ударении. 4) Причем колебание это очень старое, и оно устойчиво сохраняется. 5) По правилу в этом прилагательном должно быть такое же ударение, как и в имени существительном, от которого оно образовано. 6) То есть Rавгуст и Rавгустовский. 7) Такое ударение словари приводят на первом месте как правильное, литературное. 8) Помните, у С.А. Есенина: 9) Не хочу я лететь в зенит, Слишком многое телу надо, Что ж так имя твое звенит, Словно ‘августовская прохлада? 10) По мнению исследователя современной литературной нормы доктора филологических наук К.С. Горбачевича, у многосложных прилагательных в современном языке наблюдается тенденция к ритмическому равновесию. 11) Она-то и смещает ударение к середине слова. 12) Например, у А.Т. Твардовского читаем: 13) За тысячу верст В стороне приднепровской – Нежаркое солнце Поры август’овской. У С.Ю. Куняева: 14) Пахнет горькою прохладой, АвгустRовскою росой, Подорожником и мятой – Словом, что ни есть заклятой Среднерусскою травой. 15) Произношение август’овский современные литературные словари указывают в качестве допустимой нормы. 16) Итак, в правильной литературной речи следует говорить ‘августовский вечер, но допустимо и произношение август’овский вечер. (З.Люстрова, Л.Скворцов, В.Дерягин. Друзьям русского языка) Задания 1. Установите тип речи. Обоснуйте свое мнение. 2. Определите тему и основную мысль. 3. Назовите раздел науки о языке, который изучает произношение слов. Каких ученых-лингвистов в этой области вы знаете? 4. Укажите способ связи во 2-м абзаце (3–7-е предложения). 5. Укажите способы образования слов многосложное, равновесие, подорожник, среднерусский. 6. Какой звук обозначен буквой е в слове вечер в первом слоге? 7. Назовите все морфологические признаки слова образовано (5-е предложение). 8. Выпишите из текста слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», а затем с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». 9. Укажите все номера предложений с вводными словами. Определите их роль в тексте. Замените их синонимичными вводными оборотами. 10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Колебания языковой нормы» или «Активные процессы в области ударения», используя сведения из данного текста. Приведите собственные примеры (за помощью обращайтесь к словарю).

Волга- моя любимая река, которая удивляет своей красотой и величием. Как правильно написать величИем или величАем.

конкурсе». И каким правилом это можно объяснить?

Источник: http://geografia.neznaka.ru/answer/3467108_kak-pravilno-skazat-pylesosu-ili-pylesosu/

Теперь вы знаете о: "пара чулок или пара чулков как правильно".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *