Как правильно: кто последний или кто крайний? — как правильно крайний день или последний день
26.07.2019Предок слова «сколько» – праславянское «kolikъ». В музейных архивах Новгорода обнаружены рукописные документы, датируемые 1307 годом, где это слово впервые выглядит, как сейчас – «сколько». Родственные ему слова есть в других языках:
Как правильно: кто последний или кто крайний?
Все мы хотим выражать свои мысли не только красиво, но и грамотно. Однако русский язык славится своими «подводными камнями». Чтобы помочь вам не совершать ошибок, Sputnik в рубрике «как правильно» при помощи профессионального филолога отвечает на вопросы о трудностях «великого и могучего». Итак, ставим точки над i: как правильно говорить — кто последний или кто крайний?
В сезон простуд нередко приходится заглянуть в поликлинику, где самый популярный вопрос в забитом людьми коридоре, разумеется, «Кто крайний?». Но не спешите повторять его следом за всеми: дело в том, что в данном случае правильно будет сказать «Кто последний?».
У слова «крайний» немного другое значение, а именно: находящийся с краю – крайний дом, например. При этом у очереди «краев» два: в начале и в конце, поэтому ваш вопрос может прозвучать как минимум двусмысленно. В случае с «Кто последний?» таких разночтений не возникает: вы точно интересуетесь, кто последним из присутствующих зайдет в кабинет.
Почему же замена слова «последний» словом «крайний» так распространена в речи? Сплошь и рядом можно услышать: крайний раз, крайняя поездка, крайнее предупреждение. Причин может быть две.
Во-первых, в этой речевой ошибке явно прослеживается так называемая магическая функция языка. Употребление «крайний» вместо «последний» пришло к нам из профессиональной речи авиаторов, космонавтов, парашютистов – то есть людей, чья работа связана с постоянной опасностью. Для них сочетание вроде «последний прыжок» имеет зловещую двусмысленность – не просто «последний по времени», а еще и тот, после которого больше прыжков уже не будет. Вот и подменяют «опасное» слово не совсем подходящим, но зато «безобидным» вариантом «крайний». Табуировать в речи тему смерти в целом очень свойственно человеку: испокон веков считалось, что в данном случае лучше не называть вещи своими именами – «чтобы не накликать беду».
Но важно помнить, что это просто суеверия, причем распространенные среди достаточно узкой группы людей, к литературной норме они не имеют отношения и в повседневной жизни такое употребление ошибочно.
Вторая причина, по которой выражение «Кто крайний?» стало таким популярным, заключается в том, что многим оно кажется более вежливым. Мол, в слове «последний» заключен еще и негативный, уничижительный смысл: последний человек, последний негодяй. Впрочем, при этом все равно не понятно, почему «крайний» считается вариантом получше – быть крайним (в значении «во всем виноватым») тоже не слишком приятно.
Такие домыслы с литературной нормой также не имеют ничего общего, и вы можете говорить «Кто последний» без опасений кого-то обидеть. А слово «крайний» оставьте для выражений вроде «Крайний Север» и «на крайний случай».
Источник: http://m.sputnik.by/event/20200216/1043955770/Kak-pravilno-kto-posledniy-ili-kto-krayniy.html
Как правильно сидеть за рулем, советы профессионалов
Сегодня мы расскажем, почему безопасность и послушность вашей машины, во многом зависит от правильной посадки за рулем.
Безусловно, данные рекомендации будут полезны для начинающих автомобилистов.
Многие современные люди значительную часть времени проводят за рулем автомобиля. Для многих из них вождение является основной частью их работы.
Однако поездки часто сопровождаются физическим дискомфортом. Оказывается, такие ощущения в основном зависят не от особенностей сидений, а от того, как в них располагается водитель.
Каким образом необходимо сидеть за рулем?
Основные принципы правильной посадки за руль
Приведем основные принципы правильной посадки в автомобиле.
- 1. Ключевой момент в правильной посадке – максимальное расслабление мышц. Важно найти удобное положение тела, при котором эта задача будет выполнена. Тогда вам будет проще сосредоточиться на вождении автомобиля и быстро реагировать, если возникнет необходимость.
- 2. При правильной посадке нагрузка должна приходится прежде всего на сиденье. Конечности при этом могут свободно двигаться, что будет способствовать лучшему качеству вождения.
- 3. Спина должна касаться спинки сиденья в областях поясницы, лопаток и нижней части шеи. Это поможет лучше управлять (чувствовать) своим автомобилем и оставаться в сидении на поворотах.
- 4. Важно подобрать удобное расстояние между сиденьем и рулем, при котором вам будет удобно жать на педали, и в то же время ваши ноги не будут полностью выпрямлены. Ноги необходимо держать постоянно согнутыми (угол в коленях 120 градусов). Таким образом, вам не нужно будет постоянно тянуться к педалям, и ваша спина не будет согнутой.
- 5. Найдите наиболее подходящее расположение рук при вождении. Определить его можно таким способом: когда левая рука лежит на верхней части руля, она должна быть немного согнута (угол в локтях 120 градусов). В некоторых автомобилях рулевая колонка регулируется по высоте и по вылету.
- 6. Подголовник необходимо установить на уровне затылка водителя. Затылок, спина и плечи при этом должны образовывать линию под углом 110-120 градусов. Это также поможет расслаблению вашего тела при вождении.
- 7. Убедитесь, что ремень безопасности лежит от плеча и проходит вдоль всей груди. Никогда ремень не должен оказаться на уровне горла. Ремень прилегает к груди так, что между ними можно просунуть ладонь. Тогда ремень не будет давить на грудную клетку, и в экстренной ситуации спасет водителя.
Способы посадки водителя.
Советы профессионалов
Когда водитель сидит низко с сильно заваленной назад спиной, он фактически не видит, что делается перед капотом. Т.е., сам себе ограничивает обзор, а это очень небезопасно.
Поэтому, нужно правильно выставить, в первую очередь, высоту кресла и глубину посадки. Если в вашем авто предусмотрено эклектическое регулирование положения сидений, то это упрощает нашу задачу.
Здесь предусмотрено два моторчика, которые опускают сидение по плоскости. Т.е., можно опустить пятую точку.
Здесь самое главное, что бы не была пережата наша главная артерия, по которой течет кровь – паховая.
То есть, если пятая точка будет глубоко посажена, то ноги подняты, то получится, что угол между корпусом тела и бедром уменьшится, он стал меньше 90 градусов. Это не допустимо потому, что ноги будет затекать и неметь. Соответственно, от этого теряется чувствительность.
Также, с одной стороны, нужно сидеть достаточно высоко чтобы держать хороший обзор, а с другой, не очень близко до потолка.
Расстояние между потолком и головой должно быть минимум 8-10 см. Таким образом, при возможном перевороте автомобиля на бок или на крышу, в пристегнутом состоянии, вы не достанете до потолка и не сломаете шейные позвонки. Поэтому данный зазор должен быть.
Правильная посадка так же регулируется по педалях. Водитель должен доставать до педаль тормоза немного согнутой правой ногой, но важно также, в какой точке пятка должна упираться в пол.
Если у вас машина с коробкой автомат, где предусмотрено только две педали, тормоза и газа, то правая нога должна лежать между педалями. Это уменьшит время доставания до той или иной педали. А если речь идет про новичка, то у него нога должна лежать на против педали тормоза.
Так как в критической ситуации водитель интуитивно упирается ногами в пол, и тогда правая нога четко будет нажимать на тормоза.
Конечно, посадка конкретного человека в машине зависит и от его физиологических особенностей.
Зная основные принципы правильной посадки, вы сможете подобрать для себя оптимальное положение за рулем автомобиля и меньше уставать во время вождения.
Источник: http://autotopik.ru/sovet/769-kak-pravilno-sidet-za-rulem.html
Как правильно сидеть за рулем
Немалый процент людей вынуждены долго находиться за рулем, что вызывает общую усталость и боль в спине.
Достаточно часто водители чувствуют затекания спины и ног и сильное желание выпрямиться. Но боль в спине может возникнуть не только из-за долговременной поездки, но и быть причиной плохого или неправильного сидения за рулем.
Как правильно сидеть за рулем: видео советы мануального терапевта
Сегодня в современных автомобилях проблема правильной осанки в автомобиле не является актуальной проблемой, но до недавнего времени автоконструкторы не акцентировали свое внимание на правильности устройства, поэтому многие автомобили имеют неудобные сиденья, и это вызывает сильные боли в спине.
Неправильное сидячее положение очень сильно действует на осанку человека.
Идеальное положение для хорошей осанки в автомобиле:
Лопатки и плечи плотно прилегают к спинке сиденья.
Уровень расположения сиденья следует устанавливать максимально высоким по вертикали.
Не сидеть слишком близко к рулю.
Положение сиденья не должно мешать нажимать на педали.
При использовании подголовника:
а) он не должен полностью прилегать к шее
б) должен находиться на уровне затылка
в) должен быть наклонен так, чтобы спина, плечи и затылок образовали угол в 100 градусов.
Следует пристегивать ремни безопасности, которые положительно влияют на осанку (но не следует затягивать слишком туго).
Сиденье должно быть в таком положении, чтобы вся нагрузка шла на него, в таком случае ноги будут всегда расслаблены.
Но не нужно забывать и о небольшой зарядке. Банальных пяти минут будет достаточно, чтобы размять спинные мышцы.
Источник: http://leaky.ru/kak-pravilno-sidet-za-rulem/
Правильная посадка за рулем
Правильная посадка за рулем является очень важным моментом для каждого водителя. Во-первых, она значительно повышает уровень безопасности, во-вторых, позволяет водителю сохранить работоспособность.
Конечно, правильное положение не спасет от дорожно-транспортных происшествий, но благодаря нему водитель окажется подготовленным к экстренным ситуациям, а, возможно, избежит аварийной ситуации. Ведь именно от нескольких драгоценных секунд иногда зависит жизнь человека.
На физическое состояние водителя в первую очередь влияет правильная посадка, ведь от этого зависит длительность пребывания его за рулем. От неправильного положения нарушается кровообращение, затекают мышцы, искривляется позвоночник, происходит сжатие внутренних органов, и из-за этого появляются болевые ощущения.
Процесс вождения очень утомительный, требующий повышенного внимания. Водитель находится в постоянном напряжении, и от этого организм его быстро устает. Поэтому правильная посадка за рулем должна обеспечить ему максимум удобств. По возможности, нужно обеспечивать своему организму хотя бы небольшой отдых в промежутках движения, или делать маленькую разминку, насколько это позволят обстоятельства.
Большое значение для удобного положения в автомобиле имеет сиденье. В последнее время разработаны новые модели, позволяющие чувствовать себя комфортно водителю любой комплекции и роста. Многие начинающие водители, садясь за руль, сразу принимают неправильную позу и впоследствии непроизвольно привыкают к ней. Поэтому правильная посадка за рулем – залог комфортности и легкости в управлении автомобилем.
Очень важным является контакт спины человека со спинкой сиденья. В экстремальной ситуации неопытный водитель по инерции подается вперед и отрывает спину от него. Эту естественную реакцию, вызванную напряжением мышц и стремлением сжаться в комок, побороть очень сложно. Однако необходимо научиться владеть собой и вовремя исправлять ошибки, замеченные при вождении автомобиля.
Нужно заметить, что применение многими водителями различных чехлов на спинку сиденья, а также массажных ковриков, подстилок и подкладок оказывает негативное влияние на правильную посадку, а также на контакт спины и сиденья. Спинка водительского сиденья должна полностью прикасаться к лопаткам и пояснице водителя. Нельзя использовать руль в качестве опоры.
Правильная посадка за рулем зависит от соблюдения всех этих нехитрых условий. Ко всем этим правилам нужно отнести и умение держать руль автомобиля. От этого напрямую зависит оперативность действия водителя в экстремальных ситуациях. В управлении им непозволительны никакие лишние движения, иначе это может стоить жизни.
Большими пальцами нужно так обхватить рулевое колесо, чтобы они оказались внутри него, а основной захват должен приходиться на безымянные пальцы и мизинцы. Остальные пальцы в это время расслаблены, но в любой момент они могут усилить захват руля. Не стоит излишне напрягать руки, а неправильное положение кистей может негативно повлиять на кровообращение. Если кисти расположены выше локтей, то это приведет к быстрой усталости.
Удобство вождения также зависит и от правильно выставленного подголовника. Он должен быть поднят на уровень затылка и максимально приближен к голове. Однако не следует упираться на него во время движения. Основное назначение подголовника – защита шеи от перелома в случае аварии.
Для того чтобы посадка за рулем была правильной, нужно добиться устойчивости положения тела, тяжесть его должна быть распределена на спинку сиденья и на подушку.
Нужно постоянно контролировать свою посадку, и очень быстро выработается привычка непринужденно принимать правильное положение, а это существенно облегчит вождение автомобиля.
Источник: http://fb.ru/article/41109/pravilnaya-posadka-za-rulem
Правильная посадка за рулем автомобиля. Ошибки посадки за рулем
Продуктивность движения водителя зависит от разных факторов. Одним из таких факторов является то, насколько правильно водитель расположен на своем сидении за рулем. Правильная посадка «вводит» водителя в то положение, благодаря которому он себя хорошо чувствует, его передвижение конструктивно: все мышечные зажимы уходят, процесс кровообращения нормализуется, при этом организм водителя максимально адаптирован к имеющимся условиям и находится полностью в работоспособном состоянии. Исходя из этого, можно сказать, что в случае возникновения какого – либо происшествия, водитель сможет среагировать должным образом.
Сама посадка автомобилиста в машине зависит от его личностных физиологических особенностей – роста, веса, длины рук и ног, комплекции.
Однако общие принципы посадки за рулем для всех автомобилистов, все – таки, существуют.
Правильное положение водителя за рулем автомобиля
Итак, какая же посадка водителя считается приемлемой? Водителю необходимо пребывать за рулем в таком положении, чтобы его спина была полностью ровной – для этого спинку кресла нужно фиксировать под углом от 90 до 110 градусов. Между коленным суставом и подушкой сиденья необходимо соблюдать расстояние, которое равняется приблизительно длине ладони – это нужно для расположения центра тяжести на сиденье, а не на весу. В момент выжимки сцепления, нога должна быть практически прямой, во всю длину.
В правильной посадке играет роль регулировка зеркал. Наружные зеркала заднего вида должны располагаться так, чтобы при малейшем повороте головы открывался максимальный угол обзора.
Не нужно склоняться над рулем — обзорность от этого только ухудшается. К тому же, ваши предплечья начнут сковываться, а руки не смогут полноценно выполнять необходимые действия.
Все кажется довольно простым. Однако часто водители чувствуют за рулем себя не комфортно, не соблюдают правил. Можно привести пример, когда водитель ведет машину, склонившись над рулем, вроде бы, зная, что так делать не рекомендуется. Это положение сковывает предплечья водителя, что не позволяет рукам свободно двигаться (в данном случае – осуществлять полный оборот руля). Эта ошибка часто возникает по той причине, что водитель пытается улучшить обзорность, наклоняясь. Но он, тем самым, только мешает сам себе и делает хуже. К тому же, голова должна располагаться теменем вверх, чтобы вестибулярный аппарат был максимально чувствителен.
Как принять правильную посадку за рулем автомобиля?
Спина должна максимально прилегать к спинке кресла – этот аспект является основополагающим в верной посадке. Сперва нужно откинуть спинку и выжать левой ногой педаль сцепления до самого пола. В этом же положении необходимо отрегулировать сиденье, чуть – чуть сгибая ногу в колене. Следом нужно выпрямленной рукой схватиться за руль в его верхней точке. Затем снова подогнать спинку кресла так, чтобы контакт спины водителя и спинки кресла был максимальным.
Рулевое колесо нельзя применять в качестве опоры – на нем должен быть сосредоточен вес рук. Это важно понимать и осуществлять для того, чтобы центр тяжести сосредотачивался в кресле: около 30% веса тела должно располагаться на седалище, остальной вес должен приходиться на спинку кресла.
Далее рассмотрим ремни безопасности. Здесь важно отметить такой момент, что ремень безопасности должен фиксироваться туго – это удержит водителя в сиденье в случае разворота или виража, а также полностью осведомит водителя о силе ускорения и прочих силах.
Теперь обратим внимание на коробку передач. Если машина оснащена механической коробкой, то нужно включить правой рукой дальнюю передачу, если же у вас автоматическая коробка передач, то включайте положение «P» (паркинг). При этом левую руку нужно держать на рулевом колeсe в eго верхней точке.
Положение рук на руле является очень важным моментом. Они должны находиться в верхнем секторе руля. Инструкторы автошкол для более детального разъяснения информации прибегают к формулировке «10 – 2 по циферблату». Пальцы при этом должны фиксироваться внутри рулевого ободка, а основное усилие хвата должно сосредотачиваться на мизинцах и безымянных пальцах. Незадействованные пальцы при обычной езде должны оставаться в расслабленном состоянии, однако им нужно чувствовать готовность в любой момент усилить хват руля.
Кистям рук необходимо занимать положение чуть выше локтевых суставов. Для более комфортной посадки в современные автомобили встраивают рулевую колонку, которая регулируется в двух плоскостях – по высоте и по вылету. Эта функция позволяет фиксировать руль в удобном оптимальном положении.
Необходимо также правильно отрегулировать подголовник – это позволит шее и голове избежать перелома или повреждений. Для этого нужно приподнять его до уровня затылка, а далее приблизить к голове настолько, насколько это возможно. Многие автомобилисты используют подголовник неправильно – опираются на него во время движения, а он имеет другую функцию – защиты головы при аварии.
Если во время езды вы начинаете чувствовать дискомфорт, мышечное напряжение, затекание или боль тела, вам необходимо сменить посадку.
Фиксация ног на педалях должна быть следующей: левая – на педали сцепления, правая — на педали тормоза. Далее нужно опустить пятки по вертикальной оси педалей. В этом положении разведите носки в сторону так, чтобы левая нога носком упиралась на пол рядом с педалью сцепления, а правая – на педаль газа.
Последний этап в вопросе о правильном положении тела за рулем – это регулировка зеркал. Они должны быть зафиксированы таким образом, чтобы в ближнем к кузову углу бокового зеркала была видна задняя часть автомобиля.
Чтобы правильная посадка за рулевым колесом стала вашей новой привычкой, нужно около двух – трех недель следить за положением ваших частей тела. Если возникает мышечная усталость, имейте ввиду, что вы неправильно сидите за рулем.
Видео правильная посадка водителя за рулем автомобиля
Источник: http://foram.ru/sovetyi-voditelyam/pravilnaya-posadka-za-rulem-avtomobilya-oshibki-posadki-za-rulem
Теперь вы знаете о: "как правильно крайний день или последний день".
Читайте также: